ЧЕЛЯБИНСК, "ОФИЦЕРЫ РОССИИ", ЧЕЛЯБИНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
МЫ ЖИВЕМ В ВЕЛИКОЙ СТРАНЕ, ИМЯ КОТОРОЙ - РОССИЯ!
телефон приемной
8 (351) 260-85-83

Материалы

Предложения Отделения Общероссийского Движения «За реальные дела!» по Челябинской области по вопросам развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года

26.02.2018

Предлагаем полностью приостановить все мероприятия, связанные с реализацией ныне существующей «Территориальной схемы обращения с отходами» в Челябинской области, поскольку она противоречит:

  • «С Т Р А Т Е Г И Иразвития промышленности по обработке,утилизации и обезвреживанию отходов производстваи потребления на период до 2030 года», утверждённой Постановлением правительства РФ от 25.01.2018 года № 84-р,
  • «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г.,
  • "Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", утверждённой Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176.

Предлагаем всем органам власти в Челябинской области привести свои действия в соответствие с вышеуказанными основополагающими документами в сфере обработки и утилизации отходов, сделав основополагающим достижение цели «0 отходов» в Челябинской области к 2030 году.

Именно такие цели ставятся многими странами мира, НО – к 2020 году (например – США; Швеция уже достигла показателя захоронения отходов 1% по состоянию на 01.01.2018 года; в Челябинской области захоранивается сегодня около 96% ТКО).

Иными словами, предлагается разработать план мероприятий, согласно которому к 2030 году на территории Агломерации не должно остаться не переработанных промышленных отходов, а площади, занимаемые ТКО должны быть минимизированы и – постоянно сокращаться в дальнейшем.

Предлагаем закрепить в «Стратегии развития Челябинской агломерации» положение о том, что полигоны для складирования и постоянного хранения ТКО (пускай даже и – с применением методов компостирования) являются НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ на территории Агломерации, и в дальнейшем они должны быть полностью ликвидированы.

Необходимо особо отметить, что расширение полигонов и свалок (как санкционированных, так и несанкционированных) очень негативно сказывается на инвестиционной привлекательности каждой территории (это уже доказано на примере Полетаевского сельского поселения, где инвесторы отказались от реализации крупного инвестиционного проекта в сфере туризма из-за планов по расширению Полетаевского полигона ТКО).

Предлагаем проект расширения Полетаевского полигона ТКО, который находится на водосборной территории Шершнёвского водохранилища в 2,7 км от уреза воды, прекратить НЕМЕДЛЕННО.

Данный полигон предлагаем перепрофилировать из главного полигона для захоронения ТКО с территории всего Челябинского кластера в перегрузочную площадку (без захоронения) в уже существующих сейчас пределах (без расширения). При этом, мы предлагаем установить на Полетаевском полигоне несколько МОБИЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПЛАЗМЕННОЙ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ, обеспечивающих достижение главной цели «0 отходов для захоронения».

Предлагаем при планировании в Челябинской области применить тот же комплексный подход к технологиям переработки и утилизации, который применён в Швеции: там применяются одновременно 2 технологии: и технология сортировки + переработки (75% от входящего объёма ТКО), и технология сжигания (24% оставшегося после переработки объёма ТКО).

Для организации межмуниципальных центров сортировки и переработки ТКО предлагаем реконструировать имеющиеся заброшенные объекты в Коркино и Копейске.

Только для Челябинска предлагаем создать минимум 4 сортировочно – перерабатывающих центра («Север», «Юг», «Запад», «Восток»), которые будут предназначены для приёма ТКО из Челябинска и прилегающих территорий соседних муниципалитетов в радиусе 5 – 10 километров включительно (километраж необходимо уточнить при составлении карты с местами локации межмуниципальных сортировочных центров).

Оптимальные точки для расположения этих 4 центров должны быть определены в ходе построения математических моделей коллективом сотрудников экономического факультета ЧелГУ под руководством Шумакова Алексея Юрьевича.

В качестве базовой технологии по утилизации оставшихся после сортировки и переработки ТКО предлагаем принять российскую технологию паро-водяной плазменной утилизации отходов. Предприятие-разработчик и производитель МОБИЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПЛАЗМЕННОЙ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ (далее - МУПУО) всех видов и классов (в том числе, и – промышленных отходов 1 класса опасности) находится в Москве.

В связи с экономической нецелесообразностью строительства межмуниципальных стационарных заводов по плазменной утилизации ТКО (которые могут стоить до 8 миллиардов рублей, требуют длительного периода согласования проектной документации, длительного срока строительства и т.д.), предлагаем использовать МУПУО ориентировочной стоимостью до 27 миллионов рублей, с производительностью 2 тысячи тонн ТКО в месяц (24 тысячи тонн ТКО в год). Такие установки могут быть изготовлены в максимально короткие сроки.

Для постоянной очистки территории Челябинской агломерации от несанкционированных свалок предлагаем приобрести не менее 2 МУПУО для одновременного мобильного передвижения по северной и южной части Агломерации с чётким определением территориальных границ, количества свалок, объёмов ТКО и сроков на выполнение работ.

Этот принцип - когда НЕ ТКО свозятся к конкретному постоянному месту утилизации в течение многих месяцев десятками машин со всей прикреплённой территории, а – УТИЛИЗАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС САМ ПРИБЫВАЕТ К МЕСТУ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЙ СВАЛКИ - возможно является экономически более оправданным (для этого необходимы детальные экономические расчёты с построением соответствующих сравнительных экономических моделей после получения всей необходимой входящей информации).

При планировании центров по сортировке и переработке в качестве приоритетной перспективной технологии предлагаем принять автоматизированную (а не «ручную») технологию по сортировке, обработке и обезвреживанию коммунальных отходов с цехом глубокой переработки полимеров (по примеру Костромской области, где осенью 2016 года открылся первый в России автоматизированный комплекс мощностью 100 тысяч тонн мусора в год).

Вышеуказанные принципы предлагается закрепить в «Стратегии развития Челябинской агломерации», и установить конкретные сроки реализации каждого этапа, ответственных и результат, который должен быть достигнут на каждом этапе.

После обсуждения и принятия вышеуказанных предложений (а так же – предложений других экспертов) на законодательном уровне в рамках Челябинской агломерации, необходимо провести PR-компанию в СМИ, а так же – научно-практические региональные и межрегиональные конференции, нацеленные на разъяснение ключевых изменений в сфере обращения и переработки ТКО в Агломерации не только для жителей Агломерации и Челябинской области, но и – ДЛЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ, готовых стать 100%-ми владельцами концессий, либо со-концессионерами в рамках муниципально-частного партнёрства, созданных для выполнения вышеуказанных задач.

Для инвесторов, пожелавших принять участие в реализации вышеуказанных проектов решением всех муниципалитетов необходимо установить, что юридические лица/частные предприниматели, которые будут постоянно и много лет перерабатывать ТКО в конкретных муниципалитетах должны быть налоговыми резидентами соответствующих муниципалитетов, и принимать на работу только граждан, являющихся налоговыми резидентами соответствующих муниципалитетов. Только при таких условиях все налоги (как от юридических, так и – от физических лиц) с заработанных в каждом муниципалитете средств, будут пополнять местные бюджеты.

Реализация вышеуказанных предложений позволит:

  1. создать новые рабочие места в муниципалитетах, входящих в Агломерацию
  2. пополнить местные бюджеты новыми ПОСТОЯННЫМИ источниками доходов
  3. снять социальную напряженность на территории Агломерации
  4. существенно улучшить экологическую обстановку
  5. существенно повысить капитализацию каждой территории Агломерации (поскольку падение цены на недвижимость прекратится, вместе с оттоком людей, и начнётся планомерный рост её стоимости)
  6. значительно повысить общую инвестиционную привлекательность Агломерации в глазах местных и иногородних инвесторов.

Руководитель Исполкома Общероссийского
движения «За реальные дела!»
в Челябинской области,
экономист Гаврилов В.А.
21.02.2018 г.